История "МЭЮЗ "Ювелирпром"





1941–1945. Годы Великой Отечественной войны.


Цеха фабрики перестроились на изготовление продукции для нужд армии. В начале 1942 года фабрика переименована в Московскую ювелирно-часовую.

В начале 1943 г. создан ученический цех для обучения ювелирно-часовому делу инвалидов Отечественной войны. Именно в этот период государство доверило выполнение ряда профильных государственных заказов, например, маршальских знаков отличия – «Маршальская звезда».



Значимым для истории фабрики событием стала работа над высшим военным орденом СССР – орденом «Победа».

Группу мастеров-ювелиров, изготавливавших ордена, возглавлял начальник ювелирно-золотого цеха Иван Федорович Казеннов.

Вместе с ним работали специалисты высочайшей квалификации, в том числе Прокоп Кузьмич Казеннов, Яков Ильич Батин, Дмитрий Николаевич Арданов, Алексей Осипович Государев, Василий Сысоевич Соколов, Сергей Николаевич Орлов.



Всего было создано двадцать два орденских знака.


Орден «Победа» №IX маршала Константина Константиновича Рокосовского. Московская ювелирно-часовая фабрика, 1943-1944; художник Александр Кузнецов (Технический комитет Главного интендантского управления Красной Армии), Платина, золото, серебро, бриллианты, синтетические рубины, эмаль, Музеи Московского Кремля





Изделия фонда музеев Московского Кремля.


описание: Миниатюра. Московская ювелирная фабрика, 1950; Серебро, лак, Музеи Московского Кремля

В фонде современного художественного металла музеев Московского Кремля сохранились немногочисленные изделия-памятники деятельности предприятия той поры. Особого внимания заслуживают два серебряных стаканчика, украшенных палехской темперной живописью, с фабричным клеймом, и с подписью художников-палешан Маргариты Ивановны Вакуровой и Веры Михайловны Колесовой, датированные 1950 годом.

Портсигар. Московская ювелирно-часовая фабрика, 1954-1955;Серебро, медь, стекло, Музеи Московского Кремля

Интересным примером выпускавшейся продукции является серебряный портсигар с гравированным позолоченным изображением Московского Кремля с Беклемишевской башней на переднем плане. Кнопка пружинного замка портсигара декорирована кабошоном из сиреневого стекла.



1956.


Создан специализированный алмазный цех, и фабрика специализируется на украшениях из золота и огранке камней, в основном алмазов.

1957. VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов.

В Москве проходил VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов и фабрика разрабатывает и готовит для гостей и участников фестиваля большое количество сувениров и подарков. Разработка новых видов украшений приводит к началу активной работы гранильного цеха с уральскими камнями и синтетическими рубинами, так называемыми «рубиновыми сплавами».



1958. Вернулось прежнее название – Московская ювелирная фабрика.




Кулон. Московская ювелирная фабрика, 1963; Золото, алмаз огранки "роза", бриллианты упрощенной огранки, Музеи Московского Кремля

Кольцо. Московская ювелирная фабрика, 1964; Золото, бриллианты упрощенной огранки, сапфир, Музеи Московского Кремля

Действующая коллекция кремлевского музея регулярно пополняется кольцами, серьгами и кулонами, созданными мастерами в 60-х годах. В большинстве из них использованы бриллианты старой и упрощенной огранки, а также алмазы огранки «роза».



1967.


В здании Оружейной палаты в Кремле открылась выставка Гохрана «Алмазный фонд», частью экспонатов которой наряду с редкими самородками драгоценных металлов и камней, становится коллекция уникальных ювелирных изделий старых и современных мастеров.



Изделия Алмазного фонда


В здании Оружейной палаты в Кремле открылась выставка Гохрана «Алмазный фонд», частью экспонатов которой наряду с редкими самородками драгоценных металлов и камней, становится коллекция уникальных ювелирных изделий старых и современных мастеров.




Более половины изделий в 70–е годы отправлялось на экспорт в различные страны мира. Завод систематически выполнял специальные заказы на эксклюзивные украшения. Художник завода Татьяна Дмитриевна Жаркова отмечала : «Российские бриллианты ценились всеми. Ювелирные украшения, выполненные на МЭЮЗ, успешно покупались за рубежом и демонстрировались на всех международных выставках ювелирного искусства, достойно представляя Советский Союз...»

Время блистательных мастеров

Время работы блестящих мастеров своего дела, а именно художника-реставратора и ювелира Геннадия Федоровича Алексахина, мастера по драгоценным камням Бориса Васильевича Иванова, Владимира Егоровича Жилина, являвшегося до этого ювелиром-модельером экспериментального производства завода.

1971. Фабрика преобразована в Московский экспериментальный ювелирный завод (МЭЮЗ)

Обновление названия совпало с одновременным технологическим переоснащением завода, и постройкой нового здания на улице Лавочкина, 19.

1974.


Брошь «Летящий лебедь». МЭЮЗ, 1974; ювелир-модельер Иван Семишев, Золото, бриллианты, рубин, Музеи Московского Кремля

Главный художник МЭЮЗ, Владимир Георгиевич Ситников, приглашен возглавить «Ювелирную экспериментальную лабораторию» при Всесоюзном научно-исследовательском институте Гознака. На работу в лабораторию были приглашены и другие высококвалифицированные специалисты МЭЮЗ.